Формирование межличностных отношений у детей 5-6 лет в процессе подвижных игр

Межличностные отношения, их характер и развитие, выступая частью социальных отношений человека, во многом определяют социально-психологическое благополучие личности. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Уже с раннего детства у человека в процессе межличностных отношений формируются самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм нравственности.

Проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной и привлекает внимание многих известных психологов и педагогов. Этой теме посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (М. Аргайл, Р. Бейлс, Л. Беркович, В. Мёде, Дж. Морено,  Ф.Олпорт , Ч. Осгуд, и другие зарубежные исследователи;  Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев,  Б. Ф. Ломов,  М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, А. В.  Петровский,     и другие отечественные психологи). На современном этапе проблеме изучения межличностных отношений уделяют внимание М. Н. Битянова, Т. В. Иовлева, М. Кравцова, Я. Л. Коломинский, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина [2], Т. А. Репина [1], Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова  и другие.

По мнению В. С. Мухиной одним из главных методов формирования положительных взаимоотношений является подвижная игра. Подвижная игра оказывает всестороннее воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста [2].

В процессе анализа психолого-педагогической литературы достаточно изучено общее положение по данной проблеме, но недостаточно изученным остаются вопросы актуального развития межличностных отношений детей в современных условиях воспитания дошкольников, а также изучение наиболее эффективных мер, направленных на улучшение положения детей в группе. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью изучения развития межличностных отношений у детей 5-6 лет и уровнем теоретико-практической разработанности данной проблемы. Актуальность выше обозначенной проблемы определила направление нашего исследования. Решение данной проблемы составило цель исследования.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития межличностных отношений в группе детей 5-6 лет в ходе подвижных игр будет наиболее эффективен при реализации следующих психолого-педагогических условий:

1.     Поэтапное развитие межличностных отношений старших дошкольников;

2.     Применение игр разной подвижности (высокоподвижные, средней и малой подвижности);

3.     Создание возможности для выполнения ребенком разных ролей в процессе подвижных игр.

В соответствии с выявленной проблемой исследования, мы определили цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.

Базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» в п. Вурнары Чувашской Республики; в нем принимали участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.

Для этого был  подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

1) Методика «Секрет», предложенная Т. А. Репиной. Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детского сада.

2) Методика «Два дома, Т. Д. Марцинковская  Цель – изучение взаимоотношений детей в группе детского сада. 

Анализ данных показал, что наибольшее число детей характеризуется статусам «принятые» (36,7% (11)), чуть поменьше число дошкольников отнесены к группе «непринятые» (30,0% (9)). Далее по степени убывания представлены дети «изолированные» (20,0% (6)) и «звезды» (13,3% (4)). Таким образом, половина детей отнесены к неблагоприятным статусам.

Нами было определено благополучие взаимоотношений в группе: согласно проведенным расчетам уровень благоприятных взаимоотношений в данной группе средний (I(4)+II(11)=III(9)+IV(6)).

Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов. Поэтому нами был определен коэффициент взаимности (КВ=(16/82)100%=19%), который соответствует низкому.

Так же нами был вычислен индекс изолированности по данным (ИИ=20%) видно, что группу можно считать менее благополучной. Величина этого индекса – прямой показатель того, что есть проблемы с отношениями в группе сверстников.

По  методике Т. Д. Марцинковской «Два домика» сначала нами была определена средняя сумма положительных выборов (ССПВ = 3,5) для того, чтобы определить статус ребенка в группе. Анализ данных показал, что наибольшее число детей характеризуется статусам «принебрегаемые, оттесненные» (46,7% (14)), чуть меньшее число дошкольников отнесены к группе «предпочитаемые» (36,7% (11)). Далее по степени убывания представлены дети «звезды» (13,3% (4)), «отвергаемые» (3,3% (1)) и «изолированные» (0(0)). В целом, 50%  испытуемых характеризуются неблагоприятным положением в группе.

Опираясь на данные социометрии, нами был определен уровень благополучия взаимоотношений в группе: средний (4+11 = 14+0+1).

При анализе данных социометрий важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых мы вычислили сплоченность группы: С гр = 0,3%

Т.о. с целью развития межличностного отношения у детей старшего дошкольного возраста нами была разработана развивающая программа, которая основывалась на положения: В. Н. Смылова основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию благоприятных межличностных отношений; И. А. Исаева, Т. Б. Холодова, В. М. Холмогорова о необходимости организации совместной деятельности дошкольников для развития межличностных отношений;  М. А. Чистякова, Т. Д. Зинкевич, И. В. Выгодская, В. Оклендер об использовании психогимнастики для снятия напряжения;  Е.  О. Смирнова об этапах работы по формированию благоприятных межличностных отношений, которую распределили на 3 этапа: подготовительной, основной и заключительной.  В программе мы использовали игры, предложенные М. Ф. Литвиновой, Е. Г. Батуриной, А. Занозиной и др.

Целью подготовительного этапа являлась активизация деятельности и стимуляции внимания детей друг к другу. Данный  этап включал в себя работу по следующим направлениям: сближение детей друг с другом;  настраивание детей на работу через активизацию совместной деятельности («Чье звено быстрее соберется», «Найди и промолчи», «Ель, елка, елочка»); использование игр большой подвижности с выбором двух водящих («Белые медведи», «Волк во рву», «Лягушки и цапля», «Ловля обезьян», «Найди свою пару»).

Задача  основного этапа – обучение детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. На  этапе работа велась в следующем направлении: осознание умения учитывать и согласовывать поведение с поведением других детей («Сороконожка», «Горячая картошка», «Собачка», «Коршун и наседка», «Дракон»);

Задача заключительного  этапа – мотивация детей к переживанию общих эмоций.

На  этапе основные направления работы: направление переживания общих эмоций; объединение детей и вызывание желаний поддерживать друг друга в затруднительной ситуации («Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы»).

Результаты проведения методик «Секрет» и «Два дома» свидетельствуют о достаточно полной статусной структуре группы. В то же время количество испытуемых неблагоприятных статусов составляет половину всей выборки, выявлен низкий показатель групповой сплоченности при среднем уровне благополучия взаимоотношений в группе. Данное обстоятельство высветило необходимость проведения целенаправленной работы по развитию межличностных отношений детей, принявших участие в эксперименте.

Результаты итогового среза показали на наличие позитивных изменений в характеристике межличностных отношений детей 5-6 лет, произошедших  в результате целенаправленных воздействий в данном направлении:  значительно возросло число испытуемых благоприятных статусных категорий («звезды» и «предпочитаемые») при уменьшении дошкольников неблагоприятных статусов.  Полученные данные статистически достоверны. Выявлен высокий показатель групповой сплоченности при аналогичном уровне благополучия взаимоотношений в группе. Итак, гипотеза исследования о том, что процесс развития межличностных отношений в группе детей 5-6 лет в ходе подвижных игр будет наиболее эффективен при реализации психолого-педагогических условий, обозначенных выше, подтвердилась.